Типичные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ и ГИА

Тема задания

Типичные ошибки

Уровень сложности

Примерное время выполнения (мин)

Кодирование текстовой информации. Кодировка ASCII. Основные используемые кодировки кириллицы.

 

Обычно ученики делают в этом задании две самые типичные ошибки: невнимательно читают задание и начинают считать не в нужной кодировке. Сосчитав количество символов в байтах и не найдя нужного ответа, решают, что задание содержит ошибку, и даже не пытаются перевести байты в биты или наоборот.

 

базовый

 

1

Умение подсчитывать информационный объем сообщения.

Стандартные ошибки, допускаемые учениками, таковы: 1) при переводе одних единиц информации в другие используют умножение вместо деления и наоборот; 2) плохо ориентируются в работе со степенями; 3) пропускают один или несколько этапов, не следя за количеством шагов; пытаются число в степени перевести в обычное, а затем уже совершать все манипуляции с ним, отказываясь от работы со степенями, что приводит к потере времени и частым ошибкам.

повышенный

2

Знания о системах счисления и двоичном представлении информации в памяти компьютера.

Следует заметить, что первый вариант не требует от ученика помнить степени двойки, что делает его более комфортным в непростых условиях экзамена. Но необходимо обращать внимание на то, что часто ученики делают одну и ту же ошибку в первом варианте - начинают запись двоичного числа не с последней единицы, а самого первого остатка.

базовый

 

1

Умения выполнять арифметические операции в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления.

Следует обратить внимание, что если двоичное сложение не вызывает еще особенных трудностей у ученика и требует только внимания (чтобы при сложении двух единиц не получилась 2), то оставшиеся три арифметические операции обычно вызывают трудности, поэтому целесообразнее все заданные числа перевести в десятичную систему счисления, выполнить в привычной системе нужные операции, а затем результат перевести в ту систему, в которой требуется записать ответ.

базовый

 

2

Использование переменных. Объявление переменной (тип, имя, значение). Локальные и глобальные переменные.

Наиболее часто встречающаяся ошибка - непонимание учениками не только разницы между вышеизложенными операциями, но и путаница между операциями \ и /, то есть между делением нацело и обычным делением. Иногда учеников пугают большие числа, и они отказываются решать с ходу эту задачу, думая, что без калькулятора решение займет у них много времени.

базовый

 

2

Работа с массивами (заполнение, считывание, поиск, сортировка, массовые операции и др.).

Следует обратить внимание учеников на то, как организованы внутренний и внешний циклы, а также учитывать, что априори (если другого не дано), все ячейки массива имеют нулевое значение. Часто ученики путают порядок адресации ячейки, то есть что стоит сначала - номер строки или номер столбца, а также присчитывают нули или в в отрицательные числа, или в положительные.

повышенный

4

Знание основных понятий и законов математической логики.

Самым сложным для учеников оказывается заучивание таблиц истинности. Кроме этого, некоторое неудобство может вызвать непривычная запись логических выражений, так как нет еще твердоустоявшихся обозначений.

повышенный

2

Умение строить таблицы истинности и логические схемы.

Небольшим облегчением работы служит тот факт, что таблицы истинности необходимо строить только по трем строкам, а не по восьми, но все же следует обращать особое внимание на порядок выполнения операций и специфическую запись, которая иногда запутывает. Самая частая встречаемая ошибка - путаются столбцы, то есть неправильно выполняется операция.

повышенный

4

Умение представлять и считывать данные в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы).

 

 

 

Необходимо обратить внимание учеников на то, что нужно не обращать внимание на внешний вид моделей, а только на величину отрезков. Типичная ошибка - невнимательность. Главная ошибка учеников проявляется в том, что по условию требуется найти время, и что не всегда более протяженный по километрам путь оказывается и самым долгим по времени.

базовый

2

Умение кодировать и декодировать информацию.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что в этом задании нужно проверять все варианты, а не останавливаться, как только начало получаться слово, потому что могут встретиться такие варианты, что слово получится, но будет содержать лишний символ и уже не сможет считаться правильным ответом, или вообще правильным может оказаться просто набор букв, который не складывается в слово, но успешно прошел декодирование, то есть не содержал лишних символов. Также могут получиться два слова, одно из которых не может быть до конца удачно декодировано. Исходя из этого, необходимо проверить все варианты.

базовый

2

Формальное исполнение алгоритма, записанного на естественном языке.

Наиболее разумным нам видится такой подход, когда идут от обратного, то есть неправильный, который тут же и вычеркивают. Единственная проблема, которая встречается у учеников - это неумение отличить гласные и согласные буквы латинского (английского) алфавита.

базовый

2

Знания о файловой системе организации данных.

Наиболее часто ученики забывают о необходимости указывать в полном имени файла или каталога имя диска, а также забывают о том, что, где и когда было создано по условию задачи. Главное - внимательность, потому что нет необходимости запоминать значение знаков ? и *, так как они объяснены в самом задании.

базовый

1

Знание технологии хранения, поиска и сортировки информации в базах данных.

Самая типичная ошибка - ученики не обращают внимания на то, как именно записано условие, то есть не различают И, ИЛИ, ЕСЛИ и т.д., а также забывают о разнице между использованием знака ? и *. Кроме этого, как было отмечено выше, ученики, дважды подсчитывают одинаковые записи, не анализируя полученный результат.
   Обычно таблицы содержат намного больше записей, чем требуется для анализа и получения ответа, поэтому очень важно, чтобы из всего излишка информации ученик умел выбрать только необходимый минимум, что позволяет сэкономить время и получить правильный ответ.

повышенный

2

Знания о визуализации данных с помощью диаграмм и графиков.

Наиболее проблематичным нам кажется то, что ученики, легко определив значения ячеек, потом не знают, что с этими значениями делать, то есть как они будут выглядеть на диаграмме. И если гистограмма все-таки вызывает меньше проблем, так как имеет какую-то градацию, то круговая диаграмма вызывает самые большие трудности у учеников. Необходимо научить соотносить размеры секторов круговой диаграммы с заданным набором чисел, то есть процентное соотношение и размеров секторов между собой, и заданного набора чисел между собой.

базовый

2

Умение применять на практике вложенные условные операторы в программе.

Как показывает практика, обычно авторы задания закладывают в программу две ошибки: математическую и программистскую. Математическая ошибка заключается либо в том, что программа не учитывает периодичность функции, либо в использовании условий нестройного неравенства вместо строго (или наоборот). Программистская ошибка заключается в неправильно организованной проверке условия: ответ "не принадлежит" выдается далеко не для всех наборов входных данных, для которых он должен быть выдан. Первая ошибка исправляется введением дополнительного условия, вторая проще всего может быть исправлена заменой вложенных условных операторов на логическое выражение в условии.
   Обратите внимание, что для верного ответа на первый вопрос достаточно указать любую подходящую пару исходных значений, независимо от причины, по которой программа выдаст неверный результат.

высокий

30

Умение записать алгоритм на формально естественном языке или языке программирования.

Это задание проверяет знание абитуриентом стандартных, изученных в школе алгоритмов и умение записать их формально на естественном языке или языке программирования, Обратите внимание, что формальное описание требует указания типов переменных, задания их начальных значений, параметров цикла и так далее, а также полное описание вывода результатов.

высокий

30

Умение построить дерево игры по заданному алгоритму и обосновать выигрышную стратегию.

В полном ответе на это задание должно быть обязательно указание выигрывающего игрока, его первого выигрышного хода и доказательство существования выигрышной стратегии при любом ответном ходе противника. То есть дерево игры не обязательно должно быть полным, но выигрышные стратегии должны быть описаны до конца.

высокий

30